CEO ДИЦ: Мы хотели сделать ERP, но вовремя остановились и создали «Турбо9»

25.05.2012 16:31

CNews: С 90-х годов прошлого века вы работаете над созданием учетных систем. В чем специфика ПО для бухгалтерского учета по сравнению с другими прикладными системами?

Борис Бабань: Учетные системы — более сложный программный продукт, чем принято считать, а рынок учетных систем в действительности чем-то напоминает рынок операционных систем. Более того, много лет занимаясь разработкой ПО в самых разных областях, я постепенно пришел к мнению, что учетная платформа – это одна из самых сложных разновидностей софта, весьма интересная для творческого программиста-разработчика.


Борис Бабань: Основной тренд последних 10 лет — это разработка специализированных решений и приложений на базе весьма ограниченного количества давно существующих платформ.

Современная учетная система предъявляет серьезные требования к управлению большими распределенными базами данных со сложной структурой, к которым надо обеспечить быстрый доступ большому количеству пользователей. Эти БД должны хорошо масштабироваться, поскольку бывают системы, в которых работает один учетный работник, а бывают, где задействованы сотни рабочих мест. Можно сказать, что современная учетная система должна масштабироваться от минимума до максимума, обладая при этом интерфейсом и возможностями, отвечающими требованиям людей с самой разной квалификацией.

Одним из самых сложных является практическое умение заложить в платформу учетной системы некий запас устойчивости и гибкости, позволяющий с минимальными усилиями быстро адаптировать ее к постоянным, — ежеквартальным, если не ежемесячным, — изменениям, характер которых заранее предсказать в деталях трудно, практически невозможно.

CNews: Почему вы сравниваете рынок учетных систем с рынком операционных систем? Какие тенденции сейчас на этом рынке?

Борис Бабань: Они очень похожи. Оба бурно развивались в 90-е годы параллельно с ростом возможностей аппаратной базы, развитием интернета, а также изменениями в экономике. Сегодня учетные платформы достигли такого уровня сложности, что новым игрокам нужно сделать огромные инвестиции, чтобы предположить пользователям принципиально другую систему, сопоставимую по классу с теми, что уже есть на рынке.

Основной тренд последних 10 лет — это, собственно, разработка специализированных решений и приложений, отвечающих потребностям различных заказчиков, идущая на базе весьма ограниченного количества давно существующих, устоявшихся и развитых платформ.

В частности, на рынке учетных систем новых игроков больше не появляется. Жесткие монолитные системы, развивать которые могли только их непосредственные разработчики, постепенно были с него вытеснены более гибкими и открытыми игроками, которые сегодня поделили между собой этот рынок. Наша «Турбо9» занимает не очень большую, но весьма устойчивую часть данного рынка.

CNews: В какой момент вы начали создавать платформу «Турбо9»?

Борис Бабань: Платформа «Турбо9» возникла из проекта «ТБ.Корпорация», который мы начали реализовывать еще в 1998 году. Первоначально мы планировали разработать ERP, в которую учетная система вошла бы как одна из частей, и полноценно реализовали базовые элементы для ERP-платформы, но вовремя остановились, поскольку у нас не хватило бы собственных сил и средств разработать большое количество всевозможных приложений, которые, собственно, и отличают ERP-систему от учетной.

Тем не менее, нам тогда удалось полноценно решить задачу создания платформы, которая включает подзадачи создания средств управления приложениями и распределенными данными, средств репликации и т.д., включая средства разработки приложений. В результате уже на базе «Турбо9» мы сделали ряд хорошо продающихся учетных приложений, первым из которых стала «Турбо9 Бухгалтерия», выпущенная в 2007 году и более всего востребованная сегодня клиентами.

Всего мы создали на «Турбо9» около десяти приложений. В число лидеров по продажам входят также «Зарплата «, «Торговля» и ряд других приложений, таких, как «Управление автотранспортом» или, к примеру, приложение «Счетовод», рассчитанное на ведение бухгалтерии на малом предприятии силами одного бухгалтера и чем-то похожее по функционалу на наш «Турбо Бухгалтер Эконом», но реализованный на новой платформе.

CNews: Конечно же, для набора приложений нужна платформа. Сегодня это даже стало общим местом в рассуждениях о промышленных системах.

Борис Бабань: Да, хотя еще 10 лет назад нас усиленно критиковали за то, что мы уделяем «чрезмерное» внимание платформе. Критики были правы в том, что создание платформы — это дорогостоящее занятие, весьма замедляющее, усложняющее и удорожающее процесс разработки клиентских решений, которые, в принципе, можно быстро сделать и без нее, чтобы сразу продать. Но мощная и гибкая платформа является необходимым условием для многолетней работы на рынке учетных систем, потому что позволяет наращивать на ее базе качественные специализированные решения для той или иной категории клиентов.

CNews: Чем отличается созданная вами платформа и написанные для нее приложения от ваших прежних разработок?

Борис Бабань: «Турбо9» – чрезвычайно хорошо масштабируемая и производительная платформа. Приложения для нее выпускаются в 5 разновидностях: от мини-приложений, работающих на самых примитивных компьютерах и стоящих менее тысячи рублей за однопользовательскую лицензию, до приложений в редакции «Макс 64», позволяющих автоматизировать крупный территориально-распределенный холдинг любого размера.

Переход с одной редакции приложения на другую делается по мере возникновения у клиентов такой необходимости, осуществляется в автоматическом режиме, занимает от 15 мин. до, максимум, нескольких часов. После чего можно сразу же продолжать обычную повседневную работу, но уже на более мощном приложении.

Конечно, не все клиенты нуждаются в переходе на более мощные версии, и мы относимся к этому с пониманием. Я говорю, в частности, о программе «Турбо Бухгалтер». Первая ее версия вышла еще в 1991 году, последняя – «Турбо Бухгалтер 6.9» – в 1997 году. Мы ее поддерживаем и даже немного развиваем по той причине, что за 20 с лишним лет клиентов, которых им пользуются, накопилось очень много. В числовом выражении их до сих пор больше чем, клиентов на «Турбо9». Причем некоторые работают даже не на последних, а на первых версиях «Турбо Бухгалтера» 15–18-летней давности.


Борис Бабань: Платформа «Турбо9» возникла из проекта «ТБ.Корпорация», который мы начали реализовывать еще в 1998 году.

«Турбо Бухгалтер» была очень устойчивой и качественной, отличающейся своей открытостью для квалифицированного пользователя программой. В частности, впервые в российской практике был реализован многомерный аналитический учет на технологии OLAP.

CNews: Исполнилось уже 5 лет с момента выхода «Турбо9» на рынок. Вполне возможно, что для разработчика, который умеет предвосхищать все на десятки лет вперед, 5 лет — это не срок… И все же, были ли вами за это время внесены в платформу какие-то существенные изменения?

Борис Бабань: Платформа менялась несильно, хотя ряд усовершенствований мы в нее, конечно же, внесли. В частности, в 2009-м были добавлены возможности работы по http-протоколу. Расширенная и качественная интеграция с веб – это, пожалуй, главное усовершенствование платформы последних 5-ти лет. Но это не значит, что такие возможности, как, например, поддержка «облаков» появились только три года назад – возможность работы с приложением в «облачном» режиме тонкого клиента (с низкой нагрузкой на канал связи, удобным функционалом и т.д.) была заложена в платформу изначально, на этапе ее проектирования, еще в ту пору, когда даже термина «облачные вычисления» не придумали.

Помимо этого, в 2010-ом г. была, например, обеспечена возможность добавления электронной подписи (ЭП). Юридически значимый документооборот с ЭП на платформе «Турбо9» реализован, в частности, для муниципальной администрации Сургутского района, где поддерживается конфигурация на 400 рабочих мест. Мы оперативно добавляем в платформу стандартные средства, позволяющие клиентам использовать те возможности, которые открываются перед ними вследствие изменений в правовом регулировании, помогают отвечать постоянно изменяющимся требованиям, таким как требования по защите персональных данных и прочего.

CNews: Как у вас построена работа с партнерами?

Борис Бабань: Есть набор основных приложений, которые разрабатывает ДИЦ, и есть более сотни партнерских фирм, занятых поддержкой клиентов и разработкой отраслевых приложений. ДИЦ – производственная компания. Поэтому мы при первой же возможности передаем клиента партнеру с соответствующей квалификацией. Даже в тех случаях, когда делаем внедрение сами (хотя обычно мы конкретными внедрениями не занимаемся).


Борис Бабань: ДИЦ – производственная компания. Поэтому мы при первой же возможности передаем клиента партнеру с соответствующей квалификацией.

В качестве примера отраслевого приложения можно привести разработанное партнерами приложение «Ажур». Или, скажем, ERP-систему TurboFly. Как я уже рассказал, мы в свое время отказались от идеи доделать ERP. А партнеры ее сделали. И она оказалась очень удобна для целого ряда отраслей, на предприятиях с «позаказным» производством и пр. В частности, ее используют в холдинговой компании «Электрозавод».

Этот случай с ERP я считаю весьма показательным. Наши коллеги создали систему быстро, качественно и более дешевыми средствами, чем привыкли пользоваться мы, а значит — оказались более гибкими и современными. Чего, если честно, я никак не ожидал.

Но это только доказывает правильность нашей стратегии: ставку мы делаем не столько на сами технологии, сколько на людей, которые помогают нам их реализовывать.

CNews: Углубленный анализ и принятие решений на его основе, гибкое производство продукции небольшими партиями, качественная реализация OLAP – все это признаки BI…

Борис Бабань: Да, именно так мы и позиционируем свои продукты, в которые мы заложили множество аналитических возможностей, возможность построения отчетов в режиме реального времени и многое другое. Практически все наши крупные клиенты используют «Турбо9» и как BI-систему. Например, крупнейший дистрибутор на рынке климатического оборудования «Группа НИМАЛ», федеральная розничная сеть по продаже бытовой электроники «Компания Технопарк», продовольственный сетевой ритейлер «Седьмой континент» и другие. Лично знаю руководителей крупных и успешных компаний, начинающих свой рабочий день с 15-минутного просмотра и анализа накопившихся за прошлый день данных в различных разрезах и принимающих на основе этих данных решения. Таким людям нужен мощный, быстрый и удобный инструмент для бизнес-аналитики, и платформа «Турбо9» его им предоставила.

CNews: Если вернуться к учету, то известно, что ваши решения часто выбирают профессиональные финансисты, такие например, как банковская группа «Райффайзенбанк». Вы ориентируетесь только на крупных клиентов и специализированные отраслевые приложения для их нужд?

Борис Бабань: Действительно, например, «Турбо9 Бэкофис» – мощное приложение, созданное для финансовых компаний. Его используют инвестиционные группы «Русские Фонды», «Финам», «Алор» и другие.


Борис Бабань: Две трети наших пользователей практически не прибегают к услугам программиста, они самостоятельно обновляют программу несколько раз в квартал.

Несмотря на это, в качестве наших основных клиентов мы сегодня рассматриваем клиентов из СМБ, хотя бы по той причине, что (в натуральном выражении) их гораздо больше. Специализированные же приложения и учет пожеланий конкретных клиентов мы стремимся делать при помощи партнеров. Каждый месяц мы получаем от них запросы на то, чтобы добавить ту или иную, нужную им для разработки ПО функцию в нашу платформу или прикладную часть.

CNews: Разные виды бизнеса предъявляют различные требования к учетным программам. С некоторыми из программ возникают проблемы — как их настраивать без программиста. Как ваши пользователи решают этот вопрос?

Борис Бабань: Согласно некоторым опросам, две трети наших пользователей практически не прибегают к услугам программиста, самостоятельно обновляют программу несколько раз в квартал и т.д. Годовая подписка на обновления обходится им в символическую сумму — порядка нескольких тысяч руб. в год. Таким образом, экономия, которую так ценят СМБ-компании, налицо. В крупных компаниях программисты, конечно же, объективно нужны. В то же время, чем выше качество учетной платформы, тем меньше нужно привлекать к поддержке и развитию программного решения специалистов, тем меньше требуется для этого денежных и временных трудозатрат.

«Турбо9» отличается тем, что требует минимального количества сотрудников, занятых ее технической поддержкой. Даже в очень большой организации группа сопровождения обычно состоит из одного, иногда двух человек. Практикой доказано, что один ИТ-специалист вполне может поддерживать комплексное решение на «Турбо9», где число пользователей исчисляется сотнями. Все это стало возможным благодаря нашим постоянным усилиям по совершенствованию платформы.

CNews: На рынке труда наблюдается некий переизбыток свежеиспеченных специалистов, массово рассылающих свои резюме. В то же время, уже сегодня есть и такие специалисты, к которым работодатели выстраиваются в очередь. Профессионалам действительно нужен соответствующий инструмент – я имею в виду систему – для работы. Но ведь таких людей сейчас попросту мало?

Борис Бабань: В нашей линейке есть продукты для различных категорий потребителей. В то же время мы, конечно же, ориентированы не столько на массовый маркетинг и продукт «для всех», сколько на интересные именно для нашей целевой аудитории «продвинутые» технические решения. По моим наблюдениям, всевозможные «народные», популярные продукты по определению не могут быть самыми лучшими. Расширение рынка, поставленное во главу угла, почти всегда приводит к тому, что разработчик вынужден следовать за сиюминутными запросами сотен тысяч клиентов. При этом приходится обрезать и выбрасывать самое ценное и интересное, стараясь максимально угодить массовому потребителю.

В некотором смысле мы перфекционисты, стремящиеся развивать и поддерживать не «модный» или «элитный», а по-настоящему качественный продукт. Хотим получать удовольствие от бизнеса, не один раз в год, созерцая цифры в итоговом отчете, а каждый день, увлеченно занимаясь тем, что нужно другим людям, которые находят только в наших решениях те, качественно реализованные возможности, которых нет у наших конкурентов. Наши клиенты понимают это и покидают нас крайне редко. Компания ДИЦ весьма своеобразна в том плане, что у нас очень низкий процент «брака» в процессе привлечения новых клиентов. Мы пока проигрываем конкурентам по валовым показателям, но зато имеем некий очень стабильный бизнес, позволяющий нам из года в год постоянно развиваться. Думаю, что настоящих профессионалов в любом деле, действительно, мало, но спрос на них будет со временем только расти. Наша миссия — создать для них рабочий инструмент.

Источник: CNews.ru